Мы вам позвоним!
ООО «РЮК» — продажа и аренда спецтехники, буровые работы

Шпунт Ларсена

Шпунтовое ограждение — одна из технологий укрепления котлованов, нестабильных склонов, гидротехнических объектов и других инженерных сооружений. Она заключается в возведении прочной стенки, назначение которой – предотвратить смещения грунта.

Особую известность получил Шпунт Ларсена. Этот шпунт был разработан в начале ХХ века немецким инженером Трюггве Ларсеном. На протяжении прошедшего столетия шпунт многократно модифицировался, главным образом за счет усовершенствования конструкции замков и использования более современных марок сталей.

Шпунт Ларсена
Шпунт Ларсена
Шпунт Ларсена
Шпунт Ларсена

Шпунт Ларсена востребован как в жилищном и промышленном строительстве, так и при проведении гидротехнических и инженерных работ. Обладая высокой прочностью и высокими антикоррозионными характеристиками, шпунт Ларсена имеет широкую сферу применения:

  • укрепление берегов рек и водоемов
  • строительство и ремонт плотин, мостов, причалов, дамб, шлюзов, коллекторов
  • строительство очистных сооружений
  • ограждение свалок
  • укрепление стен строительных котлованов
  • защита строительных площадок от воды
  • укрепление оползневых грунтов
Шпунт Ларсена
Шпунт Ларсена
Шпунт Ларсена
Шпунт Ларсена
Шпунт Ларсена

Устройство шпунта Ларсена

Шпунт Ларсена представляет собой металлический профиль из высокоуглеродистых марок стали, края которого имеют закругленную форму, и могут стыковаться между собой в замок. Простое устройство шпунта Ларсена позволяет быстро и легко обеспечивать защиту углубленных стройплощадок по всему периметру.

Современные производители предлагают на выбор несколько видов шпунта Ларсена:

  • L – профиль
  • S – профиль
  • Z – профиль
  • и самый распространенный вид шпунта — корытообразный профиль

Размеры профиля также различны, причем наиболее длинные шпунты доходят до 34 метров, а самые широкие профили — 80 см.

Изделия из высокоуглеродистых марок стали обладают повышенной механической прочностью и устойчивостью к нагрузкам на изгиб, однако они достаточно сильно подвержены коррозии, для предотвращения которой шпунт перед погружением необходимо обрабатывать антикоррозийными грунтовками либо эмалевыми красками типа ЭП-1155, ЭП-5116.

Также изготавливается шпунт Ларсена с увеличенной коррозийной стойкостью, сталь которого содержит повышенное содержание легирующего компонента — меди, от 0.2 до 0.5%.

При монтаже ограждения шпунт Ларсена может комбинироваться со стальными блоками либо трубчатыми шпунтовыми сваями, которые дополнительно увеличивают устойчивость шпунтовой стенки в грунте.

При требованиях к повышенной водонепроницаемости ограждения, либо при повторном использовании шпунта с изношенными замками, в соединительные пазы стенки может вводиться герметик.

Популярные марки шпунтовых свай Ларсена и их технические характеристики

Параметр ед.изм. Ларсен L4 Ларсен L5 Ларсен L5УМ
момент инерции метра стенки см4/м.п. 37837 50943 76430
момент сопротивления метра стенки см3/м.п. 2200 2962 3555
удельный вес м.п. сваи кг/м.п. 74 100 113
удельный вес м.п.стенки кг/м2. 185 238 227

Шпунт Ларсена Л4

Шпунт Ларсена Л4 Шпунт Ларсена Л4

Шпунт Ларсена Л5

Шпунт Ларсена Л5 Шпунт Ларсена Л5

Шпунт Ларсена Л5-УМ

Шпунт Ларсена Л5-УМ Шпунт Ларсена Л5-УМ

Схема стенки из шпунта Ларсена

Схема стенки из шпунта Ларсена

Технология погружения и устройство ограждений из шпунта Ларсена

Различают несколько технологий погружения шпунта Ларсена.

Ударная забивка шпунта

Осуществляется дизельными либо гидравлическими молотами. Забивка шпунта с помощью молотов — самая быстрореализуемая и дешевая в финансовом плане технология его погружения, однако не ее применение накладывается ряд ограничений — нельзя забивать шпунт в условиях плотной городской застройки из-за деструктивного воздействия процесса забивки на фундаменты рядом расположенных зданий.

В дизельных молота ударная часть опускается на погружаемую конструкцию в свободном падении, а ее поднятие в осуществляется за счет детонации топливной смеси в камере сгорания, энергия от которой подбрасывает боек вверх. Все дизель-молоты, в зависимости от формы корпуса и направляющих элементов, классифицируются на две группы — трубчатые и штанговые.

Гидромолоты являются более совершенным классом оборудования, передвижение их ударной части контролируется как при поднятии, так и при падении, что позволяет с высокой точностью регулировать силу забивки. За счет более эффективного соотношения массы бойка и развиваемой ударной энергии гидравлические молоты способны забивать шпунт в высокоплотные грунты, в которых забивка шпунта дизель-молотом потребовала бы реализации технологии лидерного бурения.

Дизельный молот
Гидромолот

Технология вдавливания

Метод вдавливанияшпунта Ларсена реализуется с применением СВУ — установок статического вдавливания, которые представляют собой компактные механизмы, оборудованные гидравлическим узлом, который обжимает погружаемую конструкцию и перемещается вниз по направляющим рамам, тем самым заглубляя ее в почву.

В начале обустройства ограждения установка развертывается на самоходных продольных балках, которые передвигаются с помощью гидроцилиндров. В рабочий узел СВУ погружаемый шпунт подается с помощью стрелового крана. После того как размер смонтированной стенки превышает длину СВУ, техника поднимается с помощью стрелового крана и фиксируется на погруженных шпунтинах, обжимая их с двух сторон, и перемещается вдоль стенки.

Вдавливание шпунта

Гидравлический узел имеет ограниченный ход передвижения, который в компактных СВУ не превышает 50-100 см. После опускания узла в нижнюю точку направляющей рамы пресс разжимает шпунтину и узел перемещается в первоначальное верхнее положения, после чего заново сжимает профиль и цикл вдавливания повторяется.


Вибропогружение

При использовании вибрационных механизмов шпунт погружается в грунт за счет прикладываемых к нему низкоамплитудных колебаний, под воздействием которых почва под шпунтиной разуплотняется и профиль опускается под своим весом и массой вибропогружателя.

Вибропогружение
Вибропогружение
Вибропогружение
Вибропогружение

Вибрационное погружение шпунта отличается высокой продуктивностью — монтаж одного профиля длинной 9 метров при использовании среднечастотного вибропогружателя занимает не более 2-3 минут.